Логистические услуги в Республике Беларусь значительно отстают от всемирного развития логистики. В данное время Беларусь находится на стыке услуг 2PL-операторов и 3PL-операторов. На развитие логистического комплекса в основном влияют внешнеторговые отношения с иностранными контрагентами, единое таможенное пространство, спрос на внутреннем рынке. Мировая практика показывает, что передача логистических функций внешним организациям (outsourcing) позволяет улучшить работу торгового предприятия, повысить качество и количество выпускаемой продукции.
Опытным путем было выяснено, что аутсорсинг имеет ряд преимуществ:
- Обеспечивается концентрация на профильной деятельности;
- Ликвидируются затраты на развитие и содержание собственного логистического подразделения;
- Система быстро реагирует на изменения рыночного спроса и предложения, тем самым повышается конкурентоспособность предприятия;
- Продолжительность логистических и производственных процессов уменьшается;
- Часть ответственности и рисков переносится на логистического провайдера.
Возможность совершения определенных функций стала основным классифицирующим фактором логистических компаний. И так, существует следующая классификация:
1PL (First Party Logistics) – на первом уровне владелец груза самостоятельно выполняет все сопутствующие производственному процессу операции;
2PL (Second Party Logistics) –
в аутсорсинг передаются функции по доставке грузов и управлению складскими помещениями;
3PL (Third Party Logistics) – к 3pl-операторам относятся компании, которые занимаются экспедированием, таможенным оформлением, упаковкой, маркировкой, консолидацией отправок, оформлением платежей на перевозку и многим другим. Такие компании активно работают и развиваются в странах Европы, России, Азии.
Обычно, 3pl-операторами становятся организации с помощью добавления перечня услуг или выделяются из родительской компании как отдельное логистическое подразделение. Конкретно в нашей стране такой бизнес строится на основе компаний, которые занимаются доставкой грузов.
4PL (Fourth Party Logistics) – этот провайдер контролирует, управляет и планирует практически всей логистической цепочкой заказчика, он объединяет в себе все компании, участвующие в процессе поставки продукции. Здесь, вдобавок, ко всем выше перечисленным функциям добавляются закупка, управление запасами, маркетинг. 4PL-операторы уже существуют в США.
Структура снабжения (закупок) оказывает услуги поиска поставщиков, заключением с ними контрактов, анализа закупочных цен на сырье и материалы, формированием закупочной цены, проведением тендеров от имени заказчика.
Подразделение по управлению запасами отвечает за пополнение складских помещений и производственных мест партиями материалов и готовой продукции, контролирует продажи товаров для своевременного пополнения запасами точек реализации.
Маркетинговая функция заключается в исследовании спроса на рынке для максимально возможного проявления гибкости в продажах конкретного продукта.
5PL (Fifth Party Logistics) – этот уровень предполагает использование сети Интернет как единой виртуальной площадки для планирования, управления и контроля за всей логистической цепочкой.
В данный момент эта идея только воплощается в жизнь: идет разработка технических заданий, тестирование разработанных продуктов по отдельности и в общем комплексе, создание общей платформы и т.д.
Исходя из того, что в Беларуси активно осуществляется переход на 3pl-провайдерство, давайте поподробнее его рассмотрим.
Понятие «логистика» в нашей стране стало модным совсем недавно, а именно в 2007-08-ые годы. В тот же период активно начали строиться логистические центры, что предоставило возможность белорусским логистическим операторам расширять спектр предоставляемых услуг.
На данный момент операторов уровня 3pl в республике около двух десятков, хотя многие компании и индивидуальные предприниматели позиционируют себя как таковые. Скорее всего, это происходит из-за того, что в национальном законодательстве все еще не прописаны требования к логистическим операторам. Сейчас над этим вопросом работают группы ученых, практиков и экспертов для создания единого стандарта.
Причиной позднего развития 3pl-логистики также послужил спрос, а точнее его отсутствие на услуги данного уровня. Передача на аутсорсинг управления и планирования поставками не простое дело и на него не так легко решиться. Требуются годы, чтобы заслужить доверие на рынке и приобрести солидную деловую репутацию.
Для этого логистический провайдер должен правильно выявить потребности клиента и предложить такой сервис, который покажет эффективность применяемых технологий
и позволит сократить затраты на логистику.
Предприятия, которые первыми шагнули в неизвестность и не побоялись сотрудничества с операторами 3pl, теперь работают только с ними и добиваются успеха в своей деятельности. Таким образом, спрос стал расти с каждым днем. Такой набор услуг активно покупается производителями товаров народного потребления, автомобильной техники и комплектующих, химического сырья и материалов, стройматериалов, торговыми сетями и другими.
Активное развитие и открытие новых направлений также не стоит на месте. Если еще 5 лет назад приоритетными направлениями были Россия, Европа, СНГ, то теперь к ним добавилась Азия, в частности Китай, Вьетнам, и Южная Америка – Венесуэла, Аргентина и т.д.
Для дальнейшей раскрутки белорусской логистики требуется:
1) повышать качество услуг складских объектов, транспортных терминалов, других логистических объектов;
2) транспортным провайдерам работать, не только со своим, но и с привлеченным транспортом;
3) нормировать типовые операции: оформление заявки, погрузка груза, маркировка, оформление страховки и т.п.;
4) исследовать перевозимые грузы, их сезонность, заниматься мониторингом ситуации на рынке для планирования и быстрого переключения на изменяющиеся потребности окружающей среды;
5) изучать досконально
законодательную и нормативно-правовую базу стран для правильного оформления документального
сопровождения, таможенных процедур и страхования.
И это далеко не все,
что необходимо делать. Несомненно, в Беларуси есть потенциал к дальнейшему развитию,
главное не останавливаться на достигнутом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий