Всем известен факт, что 7 августа 2014 года Россия
ввела запрет на импорт пищевых продуктов из стран ЕС, США, Канады, Норвегии и
Австралии. Из-за неожиданности такого решения многим импортерам пришлось
отказаться от сделок с иностранными поставщиками. Данная ситуация усложняется
тем обстоятельством, что огромное количество сделок зависло в процессе их
выполнения, а именно перевозка товаров стала прерываться на полпути.
Как правило, в процессе свершения
внешнеторговых отношений участвуют четыре стороны: отправитель, перевозчик,
экспедитор, получатель. Обмен материальными ценностями происходит по схеме:
Связующим компонентом является экспедитор: он держит связь со всеми участниками цепи поставки товара. И, обычно, экспедитор стоит на пути столкновения интересов грузоотправителя, получателя и перевозчика. Он своего рода дипломат, который старается урегулировать возникшие проблемы и конфликты.
Из-за
эмбарго большинство перевозок между импортерами и экспортерами разворачиваются
следующим образом:
· Отправитель
передает груз перевозчику;
· Перевозчик везет
груз до российской границы;
· На границе
российская таможня останавливает груз, и он не доходит до получателя.
Теперь обратимся к реальной ситуации, которая
произошла сразу же после введения запрета на ввоз продуктов питания.
ПОСТАНОВКА
ЗАДАЧИ.
Получатель заказывает целую машину яблок у
Отправителя, это происходит до введения запрета. Получатель обязуется перед
отправителем оплатить доставку груза из Италии в Россию и поручает организацию
перевозки Экспедитору, а Экспедитор находит Перевозчика, который выполняет
транспортировку.
На момент ввода эмбарго груз прибывает на территорию
Польши. Получатель еще не заплатил ни за товар, ни за организацию перевозки и,
естественно, ему уже нет смысла платить за то, чего он не получит. В свою
очередь Экспедитор не может заплатить Перевозчику.
Тогда Перевозчик предпринимает следующие действия:
он неделю удерживает у себя груз в надежде получить оплату за уже выполненную
часть доставки. Получатель соглашается оплатить 50 % топлива, но такой расклад
Перевозчика совсем не устраивает.
В итоге мы получаем 4 неудовлетворенные стороны,
которые требуют друг с друга деньги и здесь уже стоит вопрос о том, кто меньше
всего потеряет. Экспедитор разрывается на 3 части, чтобы урегулировать
конфликт, но каждый тянет одеяло на свою сторону и не хочет уступать. Это и
есть самый настоящий форс-мажор.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ.
Во-первых, настоятельно рекомендуем
Экспедиторам прописывать в своих договорах на транспортную экспедицию как можно
больше форс-мажорных случаев. В нашем случае так и произошло, в договоре в
главе «Форс-мажор (обстоятельства непреодолимой силы)» написан текст «… стороны освобождаются от
ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему
договору, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, а
именно: пожара, наводнения, землетрясения и других природных явлений, эмбарго, войны, блокады, актов или
действий государственных органов или иных обстоятельств, находящихся вне
контроля Сторон, возникших после заключения настоящего договора …». Данное
условие позволяет снять ответственность с Экспедитора за невыполнение своих
обязательств по организации доставки груза.
Во-вторых, экспедитор должен быстро среагировать и отправить
письмо Получателю с указанием данных о местонахождении машины с грузом и с контактами
Перевозчика. Таким образом, Экспедитор вывел Получателя и Перевозчика на прямой
контакт и теперь уже 3 стороны договариваются между собой.
В-третьих, руководствуясь положениями КДПГ («Конвенция о договоре
международной перевозки грузов автомобильным транспортом») Перевозчик обязан
запросить инструкции у правомочного лица (ст.14 п.1). Правомочным лицом,
которое имеет право распоряжаться грузом, является Отправитель (ст.12 п.1).
Согласно ст.16 п.3 Перевозчик может продать груз,
если он скоропортящийся или если им не были получены соответствующие инструкции
в срок. Но тогда Перевозчик должен возместить сумму правомочному лицу
(Отправителю), полученную от продажи груза за вычетом лежащих на грузе и подлежащих
уплате расходов (ст. 16 п.4).
Однако в конкретно нашей ситуации Экспедитор указал
на лицо, которое может распоряжаться грузом (Отправителя) и посоветовал ему
перепродать товар другому покупателю. Отправитель перепродал яблоки в Чехию и
сделал переадресацию (отправил указания Перевозчику по поводу нового места
назначения и получателя) груза, а Перевозчик благополучно завершил перевозку.
В завершение добавлю, что в области транспорта и
экспедиции все время случаются непредвиденные ситуации и Экспедитор является
надежным консультантом и помощником (палочкой-выручалочкой) в решении трудных
конфликтов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий