Исторически появление коносамента связано с тем, что
огромное количество грузов исключалось из коммерческого оборота (продавалось,
закладывалось, передавалось) во время транспортировки морским транспортом, т.е.
реализовывалось в процессе перевозки.
Коносамент (bill
of lading) – это документ, который перевозчик выдает
грузоотправителю в удостоверении принятия груза к перевозке с обязательством
доставить груз в порт назначения и выдать его держателю коносамента. Коносамент выполняет три основные функции:
1) свидетельствует о заключение договора морской
перевозки;
2) является товарораспорядительным документом, т.е. данное
свойство позволяет грузополучателю распоряжаться грузом в момент перевозки
(например, продать груз частично или полностью);
3) является распиской в получении груза
перевозчиком.
Основанием для
составления коносамента являются два документа:
1) погрузочный
ордер (дополнительное подтверждение заключения договора перевозки): данный
документ содержит наименование отправителя и место его нахождения, наименование
порта выгрузки, наименование получателя, код налогоплательщика, наименование
груза, включая свойства, число мест, количество, код ТНВЭД, номер акта
таможенного досмотра, информацию о внешнем состоянии упаковки, информацию о
размере фрахта, подлежащего уплате получателем. Подписывается погрузочный ордер
отправителем или экспедитором.
Коносамент составляется на основании погрузочного
ордера.
2) штурманская
расписка (удостоверение факта приема груза на борт судна): подписывается
помощником капитана.
Погрузочный ордер и штурманская расписка передаются
отправителем перевозчику в обмен на коносамент.
Особенности
коносамента:
·
При приобретении
коносамента покупатель не может проверить количество и состояние груза, поэтому
он только может довериться написанному в документе. Однако перевозчик,
подписывая коносамент, несет обязательство перед держателем коносамента вручить
груз в таком состоянии и количестве, в котором он указан в коносаменте.
·
При осмотре груза
капитан может проставлять свои замечания в виде оговорок: «погружены в хорошем
внешнем виде и состоянии», «количество и качество неизвестны», «тара слабая» и
т.д. Коносамент без оговором принято называть «чистым».
·
Коносамент составляется
в трех и более оригиналах, на оригинале ставится печать «Original», на копиях – «Copy». Номер оригинала обозначается как 1/3, где
числитель – порядковый номер документа, знаменатель – количество оригиналов.
·
С того момента,
как товар будет выдан по одному из оригиналов коносамента, остальные теряют
силу.
Виды коносамента:
- Именной (straight bill of lading) – выписывается на имя конкретного получателя, указывается его наименование и адрес. Такой коносамент выписывается тогда, когда владелец груза не собирается реализовать товар в ходе перевозки.
- Ордерный (to-order bill of lading) – указывает на то, что коносамент выдан «по приказу» лица, которое может передать свое имущественное право другим лицам с помощью нанесения надписи «приказу…» на оборотной стороне коносамента. Коносамент выписывается «приказу отправителя», «приказу получателя», «приказу банка» и т.д. Если указано несколько передаточных надписей, то груз отдается последнему.
- На предъявителя (bearer bill of lading) - т.е. груз будет выдан любому, кто предъявит коносамент.
- Оборотный/необоротный (negotiable/non negotiable bill of lading) – этот коносамент подчеркивает его товарораспорядительное свойство. Ордерный коносамент и на предъявителя также являются и оборотными. Если отправитель не желает получить оборотный коносамент, то передаточная надпись «приказу…» не пишется, а указывается конкретный грузополучатель.
- Бортовой/небортовой коносамент – при погрузке груза на борт выдается бортовой коносамент; при принятии груза к погрузке на борт выдается небортовой коносамент (означает, что груз принят к перевозке, но не погружен).
- Линейный коносамент (liner bill of lading) – применяется для судов, которые передвигаются из порта в порт по расписанию. И обычно такое судно имеет свой зарезервированный причал.
- Рейсовый коносамент (chartered bill of lading) – применяется в трамповом судоходстве (перевозка осуществляется по мере надобности, без расписания).
- Прямой коносамент (direct bill of lading) – перевозка по этому коносаменту осуществляется из порта в порт без перегрузок.
- Сквозной коносамент (through bill of lading) – означает, что морская перевозка является лишь частью всей перевозки и после морской части пути груз будет перегружен на другой транспорт (морской, автомобильный и др.).
Документооборот с участием трех коносаментов показан
на рисунке ниже.
Коносамент не сопровождает груз. В момент погрузки
груза на борт судна капитану судна предоставляются все оригиналы коносамента.
Капитан проверяет на соответствия записи в коносаменте и фактические сведения о
грузе, затем подписывает коносамент. После подписи капитан отдает коносамент
грузоотправителю, а тот в свою очередь передает 1 оригинал коносамента в банк,
2 оригинал отправляет авиапочтой получателю, а 3 оригинал оставляет себе на тот
случай, если те два коносамента будут утеряны. Банк отправителя пересылает
коносамент банку получателя. После того, как покупатель заплатил по договору, банк
получателя выдает коносамент получателю и он имеет право распоряжаться грузом. Копии
коносамента выписываются для капитана для проверки количества и качества груза,
агенту порта, портовой администрации, таможенному органу и др.
спасибо!!!
ОтветитьУдалитьЯ СЕЙЧАС ВЫПОЛНЯЮ ФИНАНСОВУЮ ИЗ-ЗА КРЕДИТА, КОТОРЫЙ Я ПОЛУЧИЛ С ЛФДС. финансовое учреждение из-за моего кредитного рейтинга. Я не мог оплатить сборы моих детей. Я был позади на счетах, собирался быть выброшенным из дома из-за моей неспособности заплатить мою арендную плату. Это было в течение этого периода, мои дети были забраны у меня приёмной заботой. Затем я решил искать средства в Интернете, где я потерял 3670 долларов, которые я позаимствовал у друзей, которые были сорваны двумя онлайн-кредитными компаниями. Пока я не прочитал о: ссуде онлайн (lfdsloans@outlook.com) где-то в Интернете, я все еще не был убежден из-за того, через что мне пришлось пройти, пока мой родственник, священник, также не рассказал мне о действующей схеме ссуды в очень низкая процентная ставка 1,9 %% и прекрасные условия погашения без штрафа за невыполнение платежа. У меня нет выбора, кроме как связаться с ними, что я и сделал через текст + 1-989-394-3740, и мистер Бенджамин ответил мне. Этот день был для меня самым лучшим и самым великим днем в моей жизни, который никогда не может быть забыт, когда я получить уведомление о кредите в размере 400 000,00 долларов США на сумму кредита, на которую я подал заявку. Я эффективно использовал кредит, чтобы погасить свои долги и начать бизнес, и сегодня я и мои дети так счастливы и полны удовлетворения. Вы также можете связаться с ними по электронной почте: (lfdsloans@outlook.com) WhatsApptext helpline: + 1-989-394-3740 Почему я это делаю? Я делаю это, чтобы спасти как можно больше людей, которые нуждаются в кредите, чтобы не стать жертвой мошенничества в Интернете. Спасибо и да благословит вас всех Бог, я Александр Артем из Горизонта Парк БК, Украина.
ОтветитьУдалить